Формирование индивидуальности школьников в классном коллективе
Отчет о научно-экспериментальной работе
Актуальность исследования. В ходе социально-экономических преобразований нашего общества возникла потребность в создании таких условий воспитания, которые в наибольшей мере способствуют развитию всесторонней и гармоничной личности учащихся, занимающих активную жизненную позицию, относящихся к человеку как к ценности, обладающих коммуникативными умениями и потребностью в профессиональном самоопределении. Особое место в этом процессе занимает формирование индивидуальности школьников в классном коллективе.
В современной практике воспитания обозначились следующие существенные противоречия. Во-первых, между потребностью учащихся в проявлении своей индивидуальности и отсутствием возможности удовлетворить ее в ходе массовых организационных форм обучения и воспитания. На уроках - общий для всех рассказ учителя, общие задачи и контрольные, одни для всех лабораторные работы, единый список необходимых для прочтения литературно-художественных произведений... И во внеклассной работе - то же: в театр - на один и тот же спектакль; смотр строя и песни, конкурс чтецов, неделя физики и математики, обязательная экскурсия, единый для всех школьный музыкальный лекторий, коллективные творческие дела, общественное мнение - против тех, кто не так и не такой. Во-вторых, между осознаваемой учителями необходимостью формирования индивидуальности школьников в классном коллективе и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по организации процесса формирования названного качества личности. В-третьих, между сложившимся мировоззрением педагога и находящейся в процессе становления индивидуальностью школьников.
Обнаруженные противоречия определили проблему исследования, суть которой состоит в нахождении воспитательных приемов и форм, позволяющих организовать процесс формирования индивидуальности школьников в классном коллективе и осуществлять мотивационное управление деятельностью учащихся в ходе этого процесса. Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Формирование индивидуальности школьников в классном коллективе».
Объектом исследования является формирование гармонично развитой личности в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования – процесс формирования индивидуальности школьников в классном коллективе.
Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной организации процесса формирования индивидуальности школьников в классном коллективе.
Гипотеза исследования. Успешное формирование индивидуальности школьников в классном коллективе возможно, если будет создана теоретическая модель процесса формирования индивидуальности школьников в классном коллективе, выполняющая функцию средства организации реального процесса, в которой индивидуальность реализуется как своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимости.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи.
1. Провести анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования для определения сущности базовых понятий и методологической основы исследования.
2. Создать теоретическую модель процесса формирования индивидуальности школьников в классном коллективе.
3. Разработать воспитательные приемы и формы, позволяющие организовать процесс формирования индивидуальности школьников в классном коллективе.
4. Выявить этапы формирования индивидуальности школьников в классном коллективе.
5. Экспериментально проверить эффективность организации процесса формирования индивидуальности школьников в классном коллективе.
Подробнее об отчете вы можете прочитать, скачав следующий документ.